Заканчивается Пасхальная Четыредесятница. В среду уже будет отдание Пасхи, а в четверг мы празднуем Вознесение Господне на небеса. А в этот воскресный день воспоминается Евангельский текст об исцелении Христом слепорожденного.

Так как этого слепого от рождения почти все знали, то весть о его прозрении быстро распространилась свидетелями чуда.

Для некоторых слова кого-то из учеников: «…Кто согрешил, он или родители его…?» Родители иногда наказываются через рождение детей с теми или иными дефектами, хоть и здесь сказывается однобокость человеческого мышления, ибо Бог не творит зла, а лишь попускает его, когда есть возможность обратить его во благо, так и для людей иные из этих дефектов могут быть благом. Таким, образом, иные дефекты могут быть и во благо, как бы они не были тяжелы для человека. Впрочем, иные медицинские операции над человеком могут быть очень неприятны, хоть и приводят к избавлению от болезни. То, что подчас выглядит, как чистое наказание родителей, является избавлением от бед самого отпрыска.

Христос ясно сказал, что этот недуг имеется, в первую очередь, потому что на этом человеке явятся дела Божии и… сотворил исцеление человека и это не был человек, по каким-то причинам ослепший, это был человек, который НЕ ВИДЕЛ НИКОГДА в своей жизни и может, не имел вообще никаких представлений о том, как выглядит этот мир. Для самого слепого и многих людей это было самым красноречивым свидетельством, ведь никакой колдун с его ложными чудесами не сотворил бы такого – человек, у которого, быть может, глаза вообще не развились, вдруг обрел эти глаза, нормальные и видящие, как глаза любого из нас. Колдуны, правда, иногда проделывают фокусы с «прозрением», когда дух, сам же лишивший человека зрения, вдруг как бы отходит и человек начинает видеть.

Глаз – самый, вероятно, тонкий орган человеческого тела. Ювелирная работа великого Художника, вот что такое глаз, и чтобы в этом убедиться, достаточно пообщаться с офтальмологом, или познакомиться с соответствующей популярной литературой. В силу необходимости, все, что тонко и изящно, то легко ломается и трудно восстанавливается. Таков и орган нашего зрения. Повредить его легко, но исцелить трудно. Поэтому дарование зрения совершенно слепому человеку есть дело большего могущества, нежели хождение по водам или изгнание демонов.

Человек был с рожденья слеп. Он никогда не видел ничего! Получив же возможность видеть, он стал смотреть на мир так, словно у него уже была эта способность. Человек после рождения почти слеп. Он не сразу видит мир ясно, но постепенно привыкает к нему, узнает его и себя в нем. Иначе огромный мир ворвется в сознание человека и разорвет его. Тот же исцеленный сразу увидел мир и увидел так, словно всегда привычно на него смотрел. Христос, таким образом, не просто дал ему зрение, но дал и ту способность видеть, которая в обычном порядке приобретается постепенно.

Здесь же исцеление было явным и таким, какое нельзя было подделать никаким колдовством и это увидел этот слепой, но не толпа иудеев, которая опять в действии Христа увидела нарушение заповеди о субботе, ибо Господь сначала плюнул на землю и смешав слюну с землей, сделал что-то вроде мази, то есть «приготовил лекарство», «совершил работу», а работать в субботу нельзя. Так, каждый раз, когда Господь исцелял в субботу, иудеи и особенно, их верхушка, не видела этих чудес, а видела лишь это формальное нарушение субботы и всех этих напридуманных за века после Моисея правил и предписаний. «Кто из вас в субботу не отвязывает в субботу скот свой и не ведет напоить….» — Взывает Господь, обличая этот формализм законников, но каждый раз слово это натыкалось на глухую стену непонимания и иудейская верхушка, да и многие иудеи за этими формальными нарушениями не видели великих чудес, сотворенных Христом.

Христа долго и напряженно ожидали. Его хотели увидеть все, кто веровал. Но не видели и умирали в вере, передавая эстафету ожидания новым поколениям. Чтобы верить, нужно слышать. Чтобы знать, нужно видеть, созерцать. Блаженными называл Христос очи учеников, поскольку очи эти видели то, что так сильно хотели видеть древние праведники. А вот слепому оказана нечаянная милость. Он, ничего не видавший никогда, прозрев, сподобился видеть вскоре не что-то рядовое, а глаза Воплотившегося Господа, глаза долгожданного Мессии. Сам Христос спросил его, верует ли он в Сына Божия? А тот в радостной простоте отвечал вопросом: а кто Он, чтобы мне веровать в Него? И тогда услышал от Иисуса: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою». После этих слов бывший слепой сказал, что верует, и поклонился Истине.

Поклон Христу завершает дело. Горестно то чудо, которое не ведет к благодарности. Если же исцеленный или помилованный человек говорит «верую» и совершает поклон, то перед нами подлинное спасение. Формальное исполнение правил всегда легче, чем реальное исполнение Закона. Вычитывать молитвы легче, чем молиться в реальности, есть постную пищу, выдумывая из нее вкусные кушанья, как мы это делаем сплошь и рядом и жить, как и прежде, развлекаясь и ни в чем не отказывая, легче, чем поститься в реальности и так далее. Также получилось и в данном случае – реальная жизнь во славу Божию была заменена на формальное исполнение всех этих правил, при этом внутренняя жизнь человека оставалась прежней, но ослепленный видением себя, как праведника, человек не видел этого, а когда Господь открыл ему это, исполнялся ярости. Это и есть духовная слепота – состояние, когда человек не видит своего состояния, не видит своих грехов и в какой степени он жалок без Бога. Ослепляет же человека гордость – один из страшнейших грехов. Увы, этот змей сидит в каждом из нас. Мы с вами можем сколь угодно бить себя в грудь, говоря, какие мы грешники, но попробуй-ка об этом скажи нам кто со стороны. Уверяю вас, большинство озлобится на этого человека, даже зная, что тот сказал правду и найдет тысячи оправданий своей злобе. Это и есть мера смирения, которое не есть биение себя в грудь и самобичевание, а способность объективно оценить критику: «обличи премудрого и возлюбит тебя, обвини премудрого и будет мудрее…», как написано в книге Премудростей Соломоновых. Там же сказано: «Не обличай злых, да не возненавидят тебя…».

В духовном отношении мы все слепы, и «верою ходим, а не видением». Вера, если видит, то уже не есть вера, но знание. Это знание нас ожидает в будущем. Когда и увидим мы Господа, и поклонимся Ему. А до этого времени подобает потерпеть свою слепоту и ходить в вере, доверяя зрячему сердцу более, нежели обманчивому глазу.

Боже, да сподоблюся быти не слышателю, но делателю Слова Твоего, наипаче же просвети очи моя мысленная, якоже ослеплен есть, да не погибну во слепоте моей.

http://russischekirchebern.ch/