История епархии

История Русской Православной Церкви Заграницей

Столетие русского Православия в рассеянии

Живое Наследие

Зарубежная Церковь: век пребывания и миссии в рассеянии

Наша епархия глубоко отдана наследию Русской Православной Церкви Заграницей, которая за прошедшее столетие в различных регионах диаспоры сохранила богослужебные традиции и дореволюционные русские православные обычаи.

Каждому верному чаду Зарубежной Церкви следует кое-что знать о ее истории, и особенно о жизни и пастырских трудах ее Первоиерархов. С момента основания РПЦЗ они направляли ее в русло подлинной верности аскетическому, духовному, литургическому и богословскому наследию Древнерусского Православия, к которому в диаспоре испытывает глубокую преданность и нынешнее поколение православных христиан.

Образование Зарубежной Церкви

Как образовалась Русская Зарубежная Церковь? В ноябре 1920 г. после безбожной революции на русских землях многие православные люди, хотя и потерпели политическое поражение, но не сдались. Они покинули границы своей любимой Отчизны: сотни тысяч офицеров и солдат, казаков и крестьян, помещиков и рабочих – все отправились в изгнание после пленения своей Родины. С ними уходило и духовенство, которое окормляло их; эти Архипастыри и священнослужители не покидали Родину в смятении. Перед своим отъездом по благословению Святителя и Исповедника Тихона, Патриарха Московского и всея Руси, они образовали так называемое «Временное Высшее Духовное Управление на Юго-Востоке России».

Оказавшись за границей, что могли сделать данные представители Русской Церкви? Руководствуясь любовью к преследуемой Матери-Церкви и 39-м Правилом VI-го Вселенского Собора (в котором рассматривается аналогичная ситуация, когда часть населения Кипра вынуждена была покинуть свою страну, «освободившись от языческого рабства»), русские иерархи образовал Высшее церковное управление за границей. Более того, после этого акта Святитель Тихон и Священный Синод, которым он руководил, отправил ушедшему в эмиграцию народу знаменитое Постановление № 362 от 7/20 ноября 1920 года, которое оказалось Боговдохновенным. Зарубежные иерархи сделали первые шаги своего уникального служения в Константинополе, получив благословение от Местоблюстителя Вселенского престола митрополита Дорофея (Маммелиса), который в то время Митрополиту Киевскому и Галицкому Антонию (Храповицкому) почтительно писал: «Патриархия разрешает любые начинания под Вашим руководством, поскольку знает, что Ваше Высокопреосвященство не совершит никакого анти-канонического действия». Позже это Высшее Духовное Управление за границей, преобразованное в Русскую Зарубежную Церковь, было переведено в Сербию, где оно нашло прибежище под братским покровительством Сербской Православной Церкви, с которой мы сегодня разделяем множество общих Отцов и Учителей.

В 1924 году, когда Константинопольский Патриарх Григорий VII заявил о своей поддержке раскола «живоцерковников» и потребовал, чтобы Святитель Патриарх Тихон «немедленно отошел от управления Церковью», многие осознали горячее желание русских иерархов в рассеянии, которые утверждали, что Церковь, пребывающая за границей, не должна сливаться с существующими Поместными Церквями, но всеми силами стремиться сохранить свою живую естественную связь с преследуемой Церковью в России. С тех пор Русская Зарубежная Церковь следила за жизнью Церкви на Родине острым, любящим и преданным взглядом, радуясь ее успехам, скорбя о ее невзгодах и громко свидетельствуя о ее страданиях, благочестиво почитая аскетическую и мученическую борьбу тех, кто бесстрашно пошел на смерть во имя Христово. В то же время она стала по-настоящему «поместной» Церковью для представителей рассеяния, расширив свою первоначальную миссию и заботы о русских за границей на более широкую миссию – по распространению древней православной «русской» веры среди местных народов, просвещая много земель в диаспоре, в которых она пребывает и служит уже целое столетие.

Молитвенно отмечая первое Столетие Зарубежной Церкви

Таким образом, в 2020 году исполняется ровно 100 лет с момента основания Зарубежной Церкви, и во всех наших епархиях мы молитвенно отмечаем эту славную годовщину. При этом мы не подчёркиваем ни ужасных событий, которые привели к тому, что так много русских православных людей оказалось на чужбине, ни горького разделения Матери-Церкви, которая так долго подвергалась гонениям; скорее, мы возносим наше радостное благодарение Богу, который щедро изливал на нас Свои обильные милости, и с молитвой чтим наших предков, которые в сложных условиях за границей высоко держали в руках знамя Православия и передали нам это великое наследство. Пусть никогда не угаснут лампады на их могилах!

Пусть эта круглая дата побудит каждого из нас еще раз проявить интерес к нашей истории и подумать об отдельных личностях, которых мы светло поминаем. Только такой подход к празднованию юбилея в сочетании с молитвой и смиренной надеждой на Божью помощь даст нам обновление наших сердец, всех наших сил и всех путей нашего скромного служения Богу и человеку. 

Пусть станут в этом обновлении нашими заступниками Святые Отцы, среди которых: святитель Иоанн Чудотворец, архиепископ Шанхайский и Сан-Францисский (который в течении одиннадцати лет был Правящим Архиереем нашей епархии); святитель Иона Ханькоуский из Маньчжурии; свв. Серафим (Соболев) и мученик Александр Шморель, а также множество «обыденных праведников» среди наших предков! Мы призываем всех верующих стремиться ознакомиться более тесно с именами и деяниями наших Первоиерархов, которые направляли и продолжают направлять нас к благочестивой жизни.

Во второе столетие

Когда мы в 2020 году отмечаем 100-летний юбилей, наша любимая Русская Православная Церковь Заграницей одновременно вступает во второй век своего существования. Хотя с 1920 года политические и культурные условия в мире сильно изменились, мы сталкиваемся с не менее важным современным призывом к сохранению и расширению нашей миссии в рассеянии.

Подписание «Акта о каноническом общении» в мае 2007 года объединило две части Русской Православной Церкви, которые были разделены со времен большевистской революции. Состоялось восстановление уз братской любви между Зарубежной Церковью и обновленной Богом Церковью на Руси. В 2017 году мы отпраздновали десять лет с того момента, когда Господь управил восстановление полного единства в нашей Церкви, и с радостью отметили крепкие отношения, которые сейчас сложились между РПЦЗ и приходами, епархиями Патриархии во всем мире. Самые тесные связи с различными епархиями Московского Патриархата существуют в разных странах и у нашей епархии. 

Сегодня, вступая во второй век своего существования, Русская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ) является самоуправляемой церковью в составе Московского Патриархата, с собственным Архиерейским Синодом, находящимся в Нью-Йорке и возглавляемым Первоиерархом Высокопреосвященнейшим Митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Иларионом. РПЦЗ включает епархии в США, Канаде, Центральной и Южной Америке, Австралии и Новой Зеландии, и, конечно же, нашу собственную Великобританскую и Западно-Европейскую епархию, вместе с нашей сестринской Германской епархией, которая также охватывает Австрию и скандинавские страны. Повсюду РПЦЗ свидетельствует о традициях, унаследованных от дореволюционной истории Святой Руси, с собственными литургическими и пастырскими обычаями, которые составляют важную, уникальную часть яркого свидетельства единства русского Православия во всем мире. Наша многовековая история – история Церкви в диаспоре означает, что мы полностью привержены Святому Православию, которое охватывает культуры, окружающие нас в различных частях мира. РПЦЗ всегда имела и продолжает обладать энергичным миссионерским духом и стремится поддерживать православных христиан за пределами Руси, а также распространять Евангелие среди народов широкого круга стран, привлекая всех людей в Церковь Христову, апостольскую веру и святоотеческую жизнь.

Материалы

Первоиерархи РПЦЗ

Информация о Первоиерархах, которые управляли Русской Православной Церковью Заграницей с момента ее основания

Литургика РПЦЗ

Литургика РПЦЗ

Информация и ресурсы об особом богослужебном наследии Зарубежной Церкви

Уставы РПЦЗ

Уставы, регулирующие жизнь Зарубежной Церкви во всех ее епархиях

«Акт» 2007 года

Полный текст «Акта о каноническом общении», восстановившего братское Единство в Русской Церкви

Архиерейский Синод

Сайт Архиерейского Синода РПЦЗ с последними новостями, публикациями и объявлениями

Большая часть текста на этой странице, измененная и немного расширенная для читателей, была взята из Юбилейного Рождественского Послания Первоиерарха Высокопреосвященнейшего Митрополита Восточно-Американского и Нью-Йоркского Илариона. С оригиналом можно ознакомиться на сайте Синода.

Первоиерархи Зарубежной Церкви

Первоиерархи Зарубежной Церкви

Ниже приведены Первоиерархи, которые управляли Русской Православной Церковью Заграницей с момента ее основания сто лет назад.

Митрополит Антоний (Храповицкий)

правил в 1920-1936 гг.

Митрополит Анастасий (Грибановский)

правил в 1936-1964 гг.

Митрополит Филарет (Вознесенский)

правил в 1964-1985 гг.

Митрополит Виталий (Устинов)

правил в 1986-2001 гг.

Митрополит Лавр (Шкурла)

правил в 2001-2008 гг.

Митрополит Иларион (Капрал)

нынешний Первоиерарх (с 2008 г.)

Diocesan History

History of the Russian Orthodox Church Outside of Russia

A Century of Russian Orthodoxy in the Diaspora

A Living Heritage

The Church Abroad: A Century of Life and Mission in the Diaspora

Our Diocese is devoted to the heritage of the Russian Orthodox Church Outside of Russia, which has maintained the traditions of pre-revolutionary Russian Orthodox practice for the past century in various regions of the Diaspora.

It behoves every child of the Church Abroad to know something of her history, and especially of the lives and pastoral works of her First Hierarchs, who from the founding of the ROCOR have directed her in the maintenance of wholehearted fidelity to the ascetical, spiritual, liturgical and theological heritage of ancient Russian Orthodoxy, and to whom the present generation of Orthodox Christians in the Diaspora maintains a deep devotion.

The formation of the Church Abroad

How was the Russian Church Abroad formed? In November 1920, following the godless revolution in the Russian lands, many Russian Orthodox peoples, though politically defeated, did not surrender. They left their beloved nation’s borders: hundreds of thousands of officers and soldiers, Cossacks and peasants, landowners and workers — all went into exile following the captivity of their Fatherland. Departing with them were the Clergy who nourished them; and those archpastors and clergymen did not depart from their homeland in disarray. Before their departure, with the blessing of the Holy Hierarch St Tikhon, Patriarch and Confessor of All Russia, they formed what was first known as the ‘Provisional Supreme Ecclesiastical Authority of South-Eastern Russia’.

Finding themselves abroad, what could these representatives of the Russian Church do? Guided by love for the persecuted Mother Church and by Canon 39 of the Sixth Ecumenical Council (which addresses a similar situation, when part of the population of Cyprus had to leave their country, having ‘been freed from heathen slavery’), the Russian hierarchs formed the Supreme Ecclesiastical Administration Abroad. Moreover, after this, the Holy Hierarch St Tikhon and the Holy Synod over which he presided sent the departed émigré masses the famous Directive № 362, dated 7th / 20th November 1920, which proved to be God-inspired. The hierarchs abroad took the first steps of their unique service in Constantinople, having received a blessing from the Locum Tenens of the Ecumenical Throne, Metropolitan Dorotheos (Mammelis), who at the time respectfully wrote to Metropolitan Anthony (Khrapovitsky) of Kiev & Galicia thusly: ‘The Patriarchate permits any undertaking under your direction, for the Patriarchate knows that Your Eminence will commit no uncanonical act.’ Later, this Supreme Ecclesiastical Administration Abroad, re-formed into the Russian Church Abroad, was transferred to Serbia, where it found itself under the truly fraternal aegis of the Serbian Orthodox Church, with whom we now share a host of fathers and teachers.

In 1924, when Patriarch Gregory VII of Constantinople declared his support for the ‘Living Church’ schism and demanded that the Holy Hierarch and Confessor St Tikhon ‘immediately depart from administration of the Church’, many understood the fervent desire of the hierarchs of the Russian Church living abroad not to merge into the existing Local Churches, but to strive in every way to preserve their living and organic ties to the persecuted Church in Russia. Since that time, the Russian Church Abroad has followed the life of the Church in the homeland with a keen, loving, and devoted eye, rejoicing in her successes, sorrowing in her tribulations, and loudly bearing witness to her sufferings, piously reverencing the ascetic and martyric struggles of those who fearlessly went to their deaths in the name of Christ. At the same time, she has become a truly ‘local’ Church for those in the Diaspora, extending her original mission of caring for Russians abroad into a wider mission of bringing the ancient, yet vibrant, Russian Orthodox Faith to the local peoples of the many lands in the Diaspora in which she has now lived and worked for a century.

Prayerfully marking the first centenary of the Church Abroad

The year 2020 thus marks precisely 100 years since the beginnings of the Church Abroad, and throughout all our Dioceses we prayerfuly mark this glorious anniversary. In doing so, we celebrate neither the terrible events that resulted in so many Russian Orthodox people finding themselves on foreign soil, nor the bitter division of the Mother Church which was for so long subjected to persecutions; rather, we lift up our joyful thanksgiving to God, Who bountifully poured out upon us His abundant mercies, and prayerfully honour our forebears, who in complex conditions abroad held aloft the standard of our Holy Russian Orthodoxy, and relayed to us this great inheritance. May the lamps on their graves never be extinguished!

Every anniversary must cause each of us once more to take interest in our history, and consider the individual people whom we commemorate. Only this approach to the jubilee celebration, combined with prayer and a humble hope in God’s aid, will grant us a renewal of our hearts, of all of our strengths, and of all of the paths of our modest service to God and man.

May our holy fathers among the saints: John, Archbishop of Shanghai, Wonderworker of San Francisco (who for eleven years was Ruling Bishop of this Diocese); Jonah, Bishop of Hankou in Manchuria; the Holy Hierarch Seraphim (Sobolev) and the Martyr Alexander Schmorell, as well as the multitude of ‘everyday saints’ among our forebears, be our intercessors in this renewal! We invite all faithful to grow more deeply familiar with the names and lives of our First Hierarchs, who have guided — and continue to guide — us in lives of holiness.

Into a second century

As we mark the centenary jubilee in 2020, our precious Russian Orthodox Church Outside of Russia simultaneously steps into the second century of her existence. Though the political and cultural circumstances of the world have changed greatly since 1920, we find ourselves faced with no less a call to the preservation and expansion of our mission in the Diaspora.

The signing of the ‘Act of Canonical Communion’ in May 2007 brought together the two parts of the Russian Orthodox Church that had been separated since the time of the Bolshevik revolution — restoring the full bonds of fraternal love between the God-renewed church within Russia and the Church Abroad. In 2017 we celebrated ten years since this God-provided restoration of full unity within our Church, and marked with joy the strong relationships that now exist between the ROCOR and Patriarchal parishes and dioceses throughout the world. Within our own Diocese, we enjoy the closest of relationships with the various dioceses of the Patriarchate in these regions.

As we step into the second century of her existence and mission, the Russian Orthodox Church Outside of Russia (ROCOR) is, within the Russian Orthodox Church as a whole, a self governing church with its own Synod of Bishops, headquartered in New York. Its First Hierarch is His Eminence Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York, and the ROCOR includes Dioceses in the United States of America, Canada, Central and South America, Australia and New Zealand — and of course our own Diocese of Great Britain and Western Europe, together with our sister Diocese of Germany, which also covers Austria and the Scandinavian nations. In all our territories, the ROCOR bears witness to traditions inherited from Holy Russia’s pre-revolutionary history, with its own liturgical and pastoral customs that form an important, unique part of the vibrant witness of Russian Orthodox unity throughout the world. Its century-long history as a church in the Diaspora means that we are wholly committed to the life of Orthodoxy that embraces the cultures surrounding us in various parts of the world. The ROCOR has always had, and continues to have, a vibrant missionary spirit, and seeks both to support Russian Orthodox Christians outside Russia, and to spread the Gospel of Christ to the peoples of a wide range of countries, drawing all people into the Church of Christ, the Faith of the Apostles, and the Life of the Holy Fathers.

Resources

First Hierarchs of the ROCOR

Information on the First Hierarchs who have governed the Church Abroad since its founding

ROCOR Liturgics

Information and resources on the precious liturgical heritage of the Church Abroad

ROCOR Statutes

The statutes governing the life of the Church Abroad in all its dioceses

The 'Act' of 2007

Complete text of the Act of Canonical Communion that restored full fraternal unity within the Russian Church

The Holy Synod

Website of the Holy Synod of Bishops, with latest news, publications and announcements

The majority of the text on the present page has been drawn from the Jubilee Nativity Epistle of our First Hierarch, His Eminence Metropolitan Hilarion of Eastern America and New York, modified and slightly expanded for the purposes of its usage here. The original can be read in situ on the Synod’s web site.

First Hierarchs of the Church Abroad

The following are the First Hierarchs who have governed the Russian Orthodox Church Outside of Russia since its foundation one hundred years ago.

Metropolitan Anthony (Khrapovitsky)

Ruled 1920-1936

Metropolitan Anastasiy (Gribanovsky)

Ruled 1936-1964

Metropolitan Philaret (Voznesensky)

Ruled 1964-1985

Metropolitan Vitaly (Ustinov)

Ruled 1986-2001

Metropolitan Laurus (Škurla)

Ruled 2001-2008

Metropolitan Hilarion (Kapral)

Current First Hierarch (since 2008)